Категория объекта: Строительные технологии

Этнокультурная принадлежность: башкиры

Анкета утверждена: 25.09.2024

Номер объекта:17-034

Автор-составитель анкеты: Буляков Марат Фаятович, ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Описание:

Урындык — широкие нары в башкирском жилище, чаще всего их устраивали у противоположной входу стены, реже — сбоку, у глухой стены дома. Урындык покрывали циновками (башк. «септә»), кошмами, паласами и стёгаными ковриками с аппликацией.

Жилища башкир разделялись на временные и постоянные. Самыми известным временным жилищем была юрта — тирмә. Обычно пол в юрте застилали сухой травой, поверх которой укладывали паласы и кошмы. Постельные принадлежности: одеяла, подушки, перины, нашитые на войлок цветные паласы — хранили в сундуках. Интерьер башкирской юрты сформировался под влиянием традиций кочевой культуры тюркоязычных народов. Традиционно в юртах башкиры жилое пространство организовывалось относительно входа и центра и разделялось на мужские и женские половины. В глубине юрты напротив входа за очагом (открытый очаг устраивался под купольным отверстием) находилось почёт­ное место (башк. «түр», «түрбаш»): здесь принимали гостей и устраивали домашние трапезы. Слева от входа на мужской половине (башк. «оло яҡ») и вокруг почётного места по стенам были развешаны праздничная мужская одежда, оружие, резные сёдла, детали парадной конской упряжи. На специальных деревянных подставках (башк. «һандыҡ аяғы», «урын аяғы») устанавливали украшенные резными узорами сундуки, на которые обычно складывали перетянутые узорной тесьмой (башк. «түшәк тартмаһы», «урын тартмаһы») постельные принадлежности. На женской половине (башк. «ҡатындар яғы») размещали хозяйственную утварь и посуду, хранили припасы. Мужские и женские части помещения разделялись большим занавесом. С переходом к оседлости характерные принципы организации интерьера юрты были перенесены в стационарные жилища: сохранилось условное деление на мужскую (башк. «түр яҡ», «төп яҡ») и женскую (башк. «шаршау яҡ», «шаршау эсе», «ҡаҙанлыҡ») части. Вместе с тем в домах появились новые элементы внутреннего убранства: приподнятые дощатые помосты у стены — нары (башк. «урындыҡ», «һике», «сәке»), печь (башк. «оло мейес», «икмәк мейесе») или камин (башк. «сыуал»), небольшой очаг (башк. «усаҡ») с котлом (башк. «ҡаҙан»).Нары (башк. «урындыҡ», «һике», «сәке») чаще устраивали у противоположной входу стены, реже — сбоку, у глухой стены дома; их покрывали циновками (башк. «септә»), кошмами, паласами и стёгаными ковриками с аппликацией. Часть нар, расположенная по диагонали от очага, считалась наиболее почётной (башк. «түр һике»); у окон для обозначения трапезного места стелили узкие, украшенные аппликацией из разноцветных лоскутков, стёганые подстилки — длинную (башк. «буй юрған», «түр юрған») и 2 поперечные короткие (башк. «арҡыры юрған»). По стенам над нарами обычно вешали праздничную мужскую одежду, парадные сёдла и оружие, нарядные головные уборы, нагрудные и накосные украшения. В углу нередко прикрепляли полочку для старинных книг, над входной дверью — застеклённую рамочку с изречениями из Корана. Место на нарах напротив печи считалось женским (башк. «шаршау һике»). Особым пологом (башк. «сымылдыҡ», «турпыша») в доме выделялся уголок невестки (башк. «килен яғы»); здесь же к потолочному крюку или к заложенной за матицу жерди подвешивали деревянную или берестяную колыбель.Этническое своеобразие традиции интерьера просматривается в большом количестве ковров и паласов, различных занавесей, полотенец, скатертей, салфеток. Использовались в быту кошмы: ими застилали нары, пол. Так же нужно отметить, что самым примитивным и простым временным жилищем считался конусообразный шалаш (башк. «ҡыуыш»). Обычно его строили на сенокосах, на жнивах и на дальних пашнях, в местах, где заготавливали луб и лыко. В зависимости от местонахождения дно шалаша покрывали травой или сеном на покосах, на пашнях — соломой или снопами, а на заготовке луба и лыка – ветками. Поверх настилались половики и кошмы. Иногда сооружали помост из досок – (башк. «урындыҡ»). На урындык днем настилали скатерть и принимали пищу, ночью спали.Такой же урындык делали и в летних бревенчатых избушках-домиках – (башк. «бурама», «бура аласыҡ»). С «бурама» стоит связывать уже постоянные жилища у башкир оседлого типа. Башкиры, у которых не было возможности приобрести мебель строили нары (башк. «һике»). Вот что об этом пишет в путевых заметках М.А. Круковский:- Направо от входной двери стоит небольшая печь, чаще всё она стоит не примыкая к стенам…а отдельно, так что между печью и стенами образуется проход… От печи до передней стены протянут полог, вышитый разноцветными узорами, разделяющий комнату на две половины, а вдоль всей передней стены тянуться широкие, низкие нары.В башкирском жилище нары занимали значительную площадь, так как в начале XX в. сохранился кочевой быт. Ширина нар колебалась от 1,5 до 2 метров. Кроме основных нар, у входа устанавливали короткие. Лицевую часть нар оставляли открытыми и часто хранили продукты под ними продукты. Сверху нары устилали войлоком (башк. «кейеҙ»). А поверх войлока стелили безворсовые домотканые ковры – (башк. «балаҫ», «буйлы балаҫ»), и стеганые постилки (башк. «көплө балаҫ», «түшәк», «һуҙма»).По рассказам информанта из Учалинского района Исхаковой Венеры, 1939 г.р., у них дома нары были длинные. Отец погиб на Великой Отечественной войне, мать воспитывала троих детей одна. С детства все спали и играли на нарах. Это было самым любимым местом для каждого ребенка и для друзей, которые приходили в гости играть. Чтобы было мягче, мама на нары расстилала войлок (башк. «кейеҙ»). И по сей день, когда дети с внуками приезжают в гости, играют на этих нарах и спят там же.Как рассказывает второй информант из села Наурузово Учалинского района Наурузов Фармут, 1953 г.р., урындык для него — это лечебное место. Твёрдая поверхность нар помогает вылечить боли в пояснице, спине и т.д. По воспоминаниям информанта, в детстве, при жизни дедов и прадедов, шкафов и шифоньеров не было, урындык служил местом для хранения вещей и продуктов. Урындык сооружали по количеству членов семьи, чем больше детей — тем длиннее. Мама Фармута Сабитовича утром убиралась, аккуратно собирала в уголочек подушки (около 15 штук), одеяло и покрывало. Детские годы были веселыми. Все братья играли на нарах. Зимой на нарах проводили почти всё время, сидели и бабушка с дедушкой, и мама с папой, и братья, так как полы в деревенской избе были холодные. Мама Наурозова Фармута дожила до 90 лет и до последних дней спала на нарах. Фармут-агай и по сей день любит спать на нарах.Информант из д. Сураманово Учалинского района Билалова Фатима 1954 г.р. рассказывает: «Урындык был для нас многофункциональным. Мы не только играли, спали и кушали на нём… Самое интересное, что осталось в памяти — как мы со сверстниками организовывали для себя и близких творческие концерты на нарах. Пели, рассказывали стихи, исполняли отрывки из кубаиров, даже танцевали. Сцены не было, вот урындык и выполнял данную функцию. Все сидели на полу, ближе к теплой печи, а мы по очереди выступали на «сцене». И сейчас у нас дома сохранился урындык. На нем мы пьем чай, спим, храним вещи».

Источники сведений:

В.З. Ғүмәров. «Башҡорт халыҡ медицинаһы»6. А. Янбухтина. «Народные традиции в убранстве башкирского дома»7. Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. — 624 с.; ISBN 5-88185-053-X. т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9.; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7.; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5.; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2.; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.8. Руденко С. И. «Башкиры: Опыт этнологической монографии». Ч.2. Быт башкир. Л., 19259. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955; 10. Шитова С. Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. — 624 с.; ISBN 5-88185-053-X. т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9.; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7.; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5.; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2.; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.Руденко С. И. «Башкиры: Опыт этнологической монографии». Ч.2. Быт башкир. Л., 1925Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955;Шитова С. Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.Масленникова Т. А. Художественное оформление башкирского народного жилища. Уфа.: Гилем, 1998. 9,6 п.л.Учалы башҡорттары фольклоры (Ҡыуаҡан, Теләү, Барын-табын ырыуҙары) (ғилми һәм уҡыу-методик ҡулланма). — Өфө: Ғилем, 2014.- 252 бит.

Урындык (башк. «урындыҡ», «һике», «сәке») в Учалинском районе РБ

Добавить комментарий