Рамазан Муллагалиевич Нигматуллин родился в июле 1924 г. в д. Имангулово.

Трудовой путь начал в 1940 г. забойщиком Учалинского рудника. В 1951-1979 гг. работал машинистом экскаватора. Продолжительное время добивался высоких производственных показателей не только по комбинату, но и в целом по Министеству цветной металлургии СССР — неоднократно побеждал во Всесоюзном социалистическом соревновании. Человек беспокойной души, и с достижением пенсионного возраста не усидел дома: работал инструктором, мастером производственного обучения СПТУ-30 г.Учалы. При его активном участии училищу было присвоено имя Героя Советского Союза Хакимьяна Ахметгалина.

Работал в районно-городском Совете ветеранов и Совете аксакалов, продолжительное время был активным общественным корреспондентом газет "Серп и молот", "Яик".

В 1967-1975 гг. — депутат 7-го, 8-го созывов Верховного Совета РСФСР. 6 раз избирался депутатом Учалинского городского Совета.

Принимал участие, в качестве делегата, в работе 25-го съезда КПСС. В 1988 г. избирался делегатом Всесоюзногосъезда учителей.

В Великой Отечественной войне участвовал с 1942 г.: полковая школа в Алкино, затем — школа младших авиаспециалистов  в Капустином Яре. Оружейник 76-го штурмового авиаполка. С декабря 1942 г. воевал в составе Сталинградского, 4-го Украинского, 3-го Белорусского фронтов. Освобождал Сталинградскую, Ростовскую области, Крымский полуостров, Белоруссию, Латвию, Восточную Пруссию. Войну закончил в звании гв. сержанта в г. Кенигсберге. Трижды ранен, контузен.

Война закончилась, но Р. М. Нигматуллин продолжал службу в своем полку до 1950 г.

Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

"Мне, — рассказывал он, — посчастливилось воевать в одной авиаэскадрилье с Дважды Героем Советского Союза Мусой Гареевым". При малейшей возможности встречались два ветерана: искренняя дружба Героев продолжалась до самой их кончины.

За высокие достижения в труде в 1966 г. Р. М. Нигматуллину присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1979 г. Рамазан Муллагалиевич удостоен звания "Почетный горняк СССР".

За успехи на трудовом фронте награжден медалью "Золотая звезда", орденами Ленина, "Знак Почета".

Почетный гражданин города Учалы и Учалинского района. Похоронен в г. Учалы.

…Не раз мы встречались в редакции "Яика" с гв. сержантом Нигматуллиным Р. Н., который не мыслил себя вне общественных забот, вне интересов города и района.

"В самый разгар войны, — рассказывал он, — 16 июля 1942 г., по путевке райкома комсомола меня отправили на фронт. Направили в авиационную часть. Попавших в эту часть, оказывается, сначала отправляют в авиашколу. С конца 1942 г. до февраля 1943 г. на ст. Капустин Яр под Сталинградом я изучал боевую часть штурмовиков ИЛ-2. После авиашколы нам дали документ о том, что теперь являемся механиками по вооружению и направили в 1-ю штурмовую авиадивизию. Попал в 76-й авиаполк, действующий на Сталинградском фронте. Это было весной 1943 г.

Общение со славными летчиками-орденоносцами вызывало у меня, простого механика из деревни, чувство гордости. Молодой человек обычно следует доброму примеру — я тоже научился добросовестно исполнять свои обязанности.

После завершения Крымской операции дивизию перевели на 3-й Белорусский фронт. Дивизия приняла участие в освобождении Латвии, Восточной Пруссии.

Конечный период войны для летчиков был особо напряженным. Они совершали в день по три, даже по четыре вылета. Как сегодня помню: двигатели самолетов еще не успевают остыть, а мы уже начинаем его вооружать. Заправлять горючим, и не успевшие отдохнуть летчики вновь поднимаются в воздух.

 За три месяца до Победы многих наших летчиков и механиков наградили. На знамени 76-го полка засияли ордена Красной Звезды и Кутузова. А 25 летчикам присвоили звание Героя Советского Союза. 7 из них удостоились этого звания дважды. Среди них был и наш Муса Гареев.

Перестал исполнять обязанности военного авиамеханика я 8 мая 1945 г. в г. Шеппенбайль (около Кенигсберга). На моей груди заблестели медали "За боевые заслуги" и "За взятие Кенигсберга". А вообще-то, надо сказать, механиков особенно и не награждали. Я все еще оставался в армии. В г. Лида, что в Белоруссии, было организовано обновление конструкций самолетов, так как правительство не переставало думать о судьбе обороны страны. Над обновлением техники работали военные специалисты. ИЛ-2 заменили штурмовиками ИЛ-10. А ИЛ-2 стал памятником г. Лиды. Я продолжал служить авиамехаником: демобилизован был лишь в апреле 1950 г. Вернулся домой и через три дня вышел на работу забойщиком…"

Экскаваторщик Рамазан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *